Online обучение

Официальный ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС

Таразский Государственный Педагогический Университет

abay175

С 16 МАРТА ВУЗЫ ПЕРЕЙДУТ НА ДИСТАНЦИОННУЮ ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ



История университета

История Таразского государственно- го педагогического института, прошедшего периоды становления, развития и расцвета и являющегося учебным заве- дением с высоким научно-техническим потенциалом и тесными связями с ведущими высшими учебными заведениями многих зарубежных стран начинается с истоков создания института.

Открытие Жамбылского педагогического института было связано с про- блемой нехватки педагогических кадров в школах области. Решение данного во- проса успешно завершилось открытием института в 1967 году.

В 1967-1968 учебном году по плану министерства в Жамбылский педагогический институт были приняты 400 студентов. Из них 250 – на дневное отделение, 150- на заочное отделение: на специальность «Русский язык и литература» – 100, специальность «Английский язык» – 50, на казахскую и русскую группы  специальности  «Математика» – 200, на казахскую и русскую группы специальности «Физика»-50 студентов. Первые студенты получали знания в корпусе, специально строящегося для педагогического училища им. Абая. Сейчас в этих корпусах расположены педагогический и естественнонаучный факультеты.

Первым ректором института был назначен кандидат филологических наук, бывший заведующий областным отделом образования М.М.Абжанов. А должность  проректора  исполнял  кандидат физико-математических наук К.Абдыгапаров, секретаря партийной организации института и заведующе- го кафедрой марксизма-ленинизма – кандидат исторических наук, доцент Ш.Адилов, декана филологического факультета – старший преподаватель Ж.К.Оспанов, декана физико-математического факультета – к.т.н., до- цент К.К.Конакбаев, начальника административно-хозяйственной части – З.М.Муканов.

Первый профессорско-преподава- тельский состав заложил фундамент Жамбылского педагогического инсти- тута: кандидат филологических наук, заведующий кафедрой С.Ф.Василенко, доктор ф.н., профессор Р.И.Музафаров, к.т.н. доцент Ш.Адилов, С.Т.Тамаев, С.К.Досыбаев, И.М.Пак, А.Т.Макашев, С.Б.Бесинбаев, Е.А.Токарева, В.Ж.Исм агу лов а-К у лешов а, Д.А.Оспанова, Г.Н.Каймекин, Қ.М.Мамытбеков, А.Х.Касымова, Э.А.Терешенко, Р.М.Мылтыкбаев, А.А.Юмашев, Г.К.Жунисова.

В 1968-1969 годы на работу в ин- ститут были приняты опытные спе- циалисты Н.С.Сарыбеков, К.Е.Хон, К.Б.Болеев, А.Г.Шуқанов, Н.С.Сивкова, Р.А.Садыкбеков, З.Ж.Жанабаев,

Т.Б.Куренкеев, Т.Т.Таубаев, Ж.А.Абдуллаев, А.Н.Наурызбаев, И.Г.Максудов, Т.Абсембетов, А.С.Мадыраимов, Т.К.Искакова.

С 15 августа 1969 года по приказу министра К.Билялова ректором Жам- былского педагогического института им. 50-летия Октябрьской ренволюции (1969-1974 гг.) был назначен Турдалин Куандық Байшымырович. В годы руко- водства К.Б.Турдалина улучшилась ма- териальная база института, сдано в экс- плуатацию студенческое общежитие.

Для языковых специальностей были оснащены лингафонные кабинеты, в корпусах института открылись мате- матические, физические, химические кабинеты, в фонде библиотеки собрано около 12 тысяч дублетной литературы, поступившей из других библиотек, от- крыты 20-местный читальный зал и отдел абонемента. Научный фонд был сформирован из  нескольких  словарей и одной энциклопедии русского языка. Заведующей    библиотекой назначена Мазина Нина Сергеевна, первых 300 читателей обслуживали библиотекари М.С.Турарова, С.П.Пиунина, а в 70-80 годы заведующей библиотекой была А.В.Хабарова, в составе библиотеки ра- ботали 23 сотрудника (Н.А.Халилова, Н.Ф.Кадысева, Т.В.Гнатенко). В 1985 году книжный фонд увеличился до 170 тысяч экземпляров, библиотека перее- хала в новый учебный корпус. Открыты 3 читальных зала, отдел абонемента, 3 кафедральные библиотеки, в год обслу- живали более 3 тысяч читателей.

Позиция ректора К.Б.Турдалина – наряду с улучшением материально-технической базы института повышение научного уровня профессорско-препо- давательского состава. Ему была оказа- на поддержка со стороны министерства, были привлечены инициативные моло- дые специалисты.

И поэтому в годы управления ин- ститутом К.Б.Турдалиным  способные к науке молодые специалисты были направлены в дневное отделение аспиран- туры, стажировки, курсы переподготов- ки кадров, творческие отпуски, научные конференции в центральные города, командировки, заочное отделение аспи- рантуры.

К.Б.Турдалину большую помощь оказал проректор, кандидат историче- ских наук, доцент Юрий Павлович Ки- селев.

Втегодывинститутприбылиопытные специалисты П.Радионов, З.Абдибаев, П.Сагымбекова, С.Алдабергенов, О.Жумашев, Б.Сарбаев, Т.Понеделко, Г.Красина, К.Б.Баедилова, М.Жумабаев, К.К.Нагметжанов, Ж.Жумабеков  и  та- лантливая молодежь: О.Салимбаев, В.Нездемковский, А.Е.Кулымбетова  и др.  Эти  специалисты,  внесшие знач тельный вклад в процветание института, – сегодня кандидаты и доктора наук. Хотим особо  отметить  труд  Есир- кепова  Онласына  Карабаевича, рукводившего молодежной  организацией института.  В  этот  период  повысилась активность  и  успеваемость  студентов. И в результате таких достижений боль- шинство личностей, трудящихся в учебно-просветительской и других сферах района и области, – наши выпускники. Одна из выпускниц – первый Герой труда Казахстана – Аягул Торекызы Мира- зова.

В 1975-1984 годы расцвета института по всем сферам деятельности и раз- вития научного потенциала должность ректора института успешно исполнял доцент, кандидат физико-математических наук Г.Б.Сайденов.

В эти годы проректорами стано- вились  кандидат  филологических наук, доцент С.Ф.Василенко (1975- 1980 гг.), кандидат технических наук А.Ф.Рогулкин (1980-1984 гг.).

Именно в эти годы в институте от- крылись новые специальности (ху- дожественная графика, два языка-ан- глийский -немецкий), увеличился план приема студентов. Вместе со студента- ми заочного отеделения института чис- ло обучающихся превысило 2000 чело- век. Успеваемость студентов составила 90 процентов, а средний балл – 3,9.

В  1984-1986  годы  институт  возглавлял известный во всем мире уче- ный, великий математик Казахстана, доктор физико-математических наук (1978), профессор (1983), академик На- циональной академии наук РК (2004) М.О.Отелбаев. Проректором по учебно- воспитательной работе стал профессор А.Г.Шуканов, проректором по науке – профессор Ж.К.Боданов.

В 1985 году профессор М. Отель- баев впервые в городе Жамбыле на базе пединститута организовал город- ской  межвузовский  научный  семинар

«Функциональный анализ и его приме- нение». В настоящее время известный на всю республику городской научно-методический семинар вот уже более 30 лет успешно продолжает свою работу под научным руководством профессора М. Б. Муратбекова.

В настоящее время на основе науч- ного семинара сформировалась научная школа профессора М. Б. Муратбекова. Подготовлены около 20-ти кандидатов и докторов PhD. В 1985-1986 учебном году по инициативе ректора института, профессора М. Отельбаева при областной школе-интернате им. А. С. Макаренко (нынешняя казахско-турецкая школа-интернат) были открыты специ- альные физико-математические классы. В эти годы открылись кафедры «Ка- захский язык и литература», «Физиче-

ское воспитание».

В 1986-1991 годы по приказу министерства образования Казахской ССР на должность ректора института был назначен профессор Б.К.Дамитов, на должности проректоров – А.Г.Шуканов, Ж.К.Боданов, В.С.Ли.

В 1986-1987 учебном году на специ- альность «Информатика» приняты пер- вые студенты. В связи с этим была соз- дана кафедра «Информатика и методика преподавания математики». Первым заведующим кафедрой и организато- ром стал основоположник информати- ки на уровне области к.ф.-м.н., доцент Б.Муслимов.

В 1988-1989 учебном году в связи с подготовкой учителей начальных клас- сов и воспитателей детских садов от- крылся педагогический факультет.

С 1991 по 1996 годы ректором инсти- тута являлся кандидат филологических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии информати- зации А.Г.Шуканов.

А О.Салимбаев  получил  направление в докторантуру Академии наук города Москвы. Кроме того, в самом институте открылась аспиратура по «Педагогике»,

«Математике», «Литературоведению», тем самым преподавателям и молодым специалистам предоставилась большая возможность заняться наукой.

Среди лучших выпускников института многие были направлены на учебу в США, Великобританию по програм- ме «Болашак», при институте открылся колледж для иностранной молодежи. В нем обучались казахскому и английско- му языкам более 20-ти турецкой молодежи.

В связи с оптимизацией вузов 1996 года педагогический институт стал университетом. Взяв за основу Жамбылский университет, соответствую- щий всем требованиям, предъявляе- мым к вузам, в городе Жамбыл был создан государственный университет на базе объединения трех вузов. Ректо- ром нового университета был назначен доктор технических наук, профессор У.К.Бишимбаев.

Как образованный специалист, ква- лифицированный руководитель У.К. Бишимбаев внес  значительный вклад в развитие учебно-научной деятельно- сти и материально-технической  базы. И один из его вкладов – университе- ту было присвоено имя исторической личности М.Х.Дулати. Для этого он со специальной группой выехал в Индию и Пакистан, принял участие в рестав- рации мавзолея М.Х.Дулати, перед зда- нием университета построил памятник М.Х.Дулати.

В 2001 году на  должность  ректо- ра университета был назначен доктор юридических наук, профессор А.Е. Бектурганов. Несмотря на то, что педагоги- ческий институт был в составе университета, он сохранил статус института.

Только в конце 2003 года Президент страны Н.А.Назарбаев с целью подго- товки учительских кадров для сельских школ подписал указ об открытии в пяти регионах страны государственных педагогических институтов. Таким образом в бывшем Жамбыле, нынешнем Таразе государственный педагогический ин- ститут вернул себе свой статус в 2004 году.

В эти годы, т.е. в 2004-2009 годы, институтом руководил доктор педагоги- ческих наук, профессор, член Казахской академии образования им. Ыбырая Алтынсарина М.Н.Сарыбеков. Должность проректоров исполняли д.п.н., профессор О.Салимбаев,   д.ф.н.,   профессор

За эти годы ученые-педагоги ин- ститута достигли больших высот. Н.С.Сарыбеков, В.А.Ким защитили докторские диссертации по педагогике, М.Б.Муратбеков – по математике. С.Ж.Тажибаева.

ТарГПИ стал базовым высшим учебным заведением с учебно-экспериментальной площадкой для подготовки учителя новой формации и внедрения педагогических инноваций, а ученые института – разработчиками модели учителя новой формации.

В институте функционировали 6 факультетов: филологический, естественнонаучный, историко-географический, творческих специальностей, педагогический, заочного образования, количество кафедр достигло 24. На 29 педагогических специальностях об- учались более 6000 студентов, по 10 специальностям продолжили свое образование  более  50-ти  магистрантов. 10 докторантов, 30 аспирантов и более 100 соискателей из различных регионов республики проводили научные исследования по педагогике, истории, математике и филологии.

В 2004-2009 годы открыты кафедры «Химия и методика преподавания химии», «История и методика преподава- ния истории», «География и экология»,

«Начальная военная подготовка», ведущие подготовку учителей химии, истории, географии, экологии, начальной военной подготовки.

Стало традиционным проведение международных научно-практических конференций «Педагогические инновации в подготовке педагогов», «Подго- товка педагогических кадров в условиях внедрения в школах компетентностного образования» и «Жас ғалым», научно- практической конференции «Реализация государственной программы развития образования в РК на 2005-2010 годы в системе высшего и послевузовского образования».

За это время увеличилось количество студентов – победителей республиканских научных конференций, конкур- сов и олимпиад. Благодаря победителям и призерам олимпиады и спортивных соревнований на международных и ре- спубликанских уровнях с высокой три- буны звучало имя института. В 2008 – 2009 учебном году студенты института стали победителями республиканских олимпиад по 9 специальностям, доказа- ли высокий уровень качества образова- ния, этот год стал звездным для инсти- тута.

Выпускник бывшего  Жамбылского педагогического института, работавший преподавателем, заведующим кафедрой, проректором и сформировавший своеобразную научную школу Махметкали Нургалиевич Сарыбеков руководил научными работами кандидатов и докторов наук. Он автор более 300 научных трудов, 16 монографий и учебных пособий, руководитель акту- альных и новаторских проектов и вид- ный общественный деятель.

В 2010 году на должность ректора Таразского государственного педагогического института был назначен доктор исторических наук,  профес- сор А.Б.Абдуалы. Проректорами стали д.п.н., профессор Р.С.Амандосова, д.ф.н., профессор С.Ж.Тажибаева, д.п.н., профессор О.С.Салимбаев.

В эти годы педагогический институт прошел новый этап развития. Резко возросло количество студентов, было выделено большое количество государ- ственных грантов. В связи с этим к четырем учебным зданиям были подклю- чены еще четыре учебных корпуса. Все учебные корпуса, столовые, общежитие прошли капитальный ремонт, благо устроена территория института, преобразился Дом студентов. Укрепилась компьютерная база, обновился и пополнился фонд библиотеки.

Сформирована многоуровневая непрерывная система подготовки учите- лей и научно-педагогических кадров по ступеням – бакалавриат – магистратура – аспирантура – докторантура. Создан региональный центр повышения квали- фикации сотрудников сферы образова- ния.

В   период особого внимания на среднеспециальное профессиональное образование при институте был от- крыт колледж «Культура и искусство». Количество талантливой молодежи, об- учающейся в колледже, превысило 800 человек.

Труд А. Абдуалы, потратившего всю свою силу и знания, накопленный опыт на развитие учебно-методической, научной и материально-технической базы института, был справедливо оценен государством. Этому доказательство – его государственные награды.

17 сентября 2010 года институт среди 30 казахстанских учебных заведений в Болонье подписал Великую Хартию Университетов. Этим самым институт показал, что поддерживает основные принципы Болонского процесса: академическую мобильность, автономность вузов, академическую свободу, интегра- цию образования и науки и т.д.

В соответствии с программой Главы государства Н.А.Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего труда» студентам, поступившим в 2012-2013 учебном году, преподаются дисципли- ны «Краеведение», «Основы акмеологии» и «Казахстанское право». С учетом возможностей выбора студентами преподавателей начали применяться инновационные технологии и интерактивные методы обучения.

Коллектив института успешно прошел второй этап институциональной ак- кредитации в Казахстанском агентстве оценки качества образования. Стал обладателем сертификата французского агентства АФФНОР ISO 9001:2008. Наряду с ростом участия преподавателей и студентов в программе внутренней и внешней академическңой мобильности в учебный процесс внедрены технологии дистанционного обучения.

Таразский государственный педагогический институт в 2012 году успешно прошел аккредитацию в Независимом Казахстанском агентстве по обеспечению качества образования и получил свидетельство об институциональной аккреди- тации от 27 декабря 2012 года.

В соответствии с приказом министерства образования и науки РК в рамках полиязычного образования институт вошел в список вузов, создающих специаль- ные группы по специальностям “5В011400-История”, “5В011100-Информатика”. Тем самым нашел свое продолжение вопрос о реализации совместных образова- тельных программ с зарубежными партнерскими учебными заведениями.

Главными приоритетами политики подготовки специалистов стали актуальные проблемы фундаментального и прикладного исследований, из них 12-летнее образование, формирование состава высококвалифицированных преподавателей, активизирующие научно-исследовательское направление по филологии, педагогике, математике, физике, биологии, химии, психологии и специально созданных научных центров.

Поэтому научно-исследовательское направление института основано на ре- шении данных актуальных вопросов. В связи с этим реализуется комплексная программа «ТарГПИ в сельской школе», оказывающая учебно-методическую и научно-консультативную помощь сельским школам.

Институт 15 марта 2012 года успешно прошел аккредитацию как субъект на- учной деятельности. Это предоставило возможность ученым института прини- мать участие в конкурсах, финансируемых комитетом науки МОН РК. Благодаря этому профессор М.Б.Муратбеков, доценты А.Ибрашева и А.Мажибаев провели исследовательские работы в рамках научно-исследовательских проектов на ос- нове республиканского грантового финансирования.

По итогам Казахстанского Независимого агентства оценки качества образо- вания ТарГПИ вошел в ряд самых лучших четырех педагогических вузов страны 2012 года.

Find the Best Web Hosting which offers reliable service and top quality support
Календарь