Official INTERNET-RESOURCE

Taraz State Pedagogical

University

«ТӨРТІНШІ ӨНЕРКӘСІПТІК РЕВОЛЮЦИЯ ЖАҒДАЙЫНДАҒЫ ДАМУДЫҢ ЖАҢА МҮМКІНДІКТЕРІ» АТТЫ ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ПРЕЗИДЕНТІ Н.НАЗАРБАЕВТЫҢ ҚАЗАҚСТАН ХАЛҚЫНА ЖОЛДАУЫ // ТАРМПУ-ДЫҢ «СПОРТ СҮЙЕР ОҚЫТУШЫЛАР» АТТЫ ПРОФЕССОР-ОҚЫТУШЫЛАР ЖӘНЕ ҚЫЗМЕТКЕРЛЕР АРАСЫНДАҒЫ 14-ШІ СПАРТАКИАДАСЫ ӨТУДЕ



ДУМАТЬ, ПЛАНИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ НОВЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

У каждого века, каждой эпохи есть своя парадигма. Современный век – это век образованных людей. Одним из главных стратегических приоритетов, обозначенных президентом Н.А. Назарбаевым, является формирование интеллектуальной нации: «Казахстану необходима интеллектуальная революция, которая позволит пробудить и реализовать потенциал нашей нации». Модернизационные процессы и инновационное развитие являются основными приоритетами, которые будут способствовать становлению и развитию конкурентного в мире казахстанского рынка образования. Великий популяризатор науки С.П. Капица отмечал, что образование – это индустрия, направленная в будущее.

В рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума 2014 года 50-е место из 144 стран со средним баллом 4,42 является позицией Казахстана, сохранившего свое расположение в группе стран с эффективным развитием, переходящих к стадии инно- вационного развития, где большое значение придается факторам эффективности и векторам конкурентоспособности. Задача повышения этой позиции требует решения вопроса о конкурентоспособности кадров, а значит – об адекватности национальной образовательной системы мировым тенденциям развития образования. Ведущий международный эксперт в области образования Джамиль Салми выделяет три ключевых фактора успешного вуза: высокую концентрацию талантов (преподавателей и студентов); большие ресурсы; систему, включающую эффективное управление, стратегическое планирование, инновации. Формула успеха деятельности Таразского государственного педагогического института основана на трех компонентах: интернационализация вуза, стремление к академической свободе, интеграция науки и образования. Свой успех наш вуз видит в демократичной системе управления, открытой площадке для исследований, сильном преподавательском составе и стабильном социально-психологическом климате для студентов и преподавателей. Таразский государственный педа- гогический институт основывается на принципе «Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным». Целью вуза является содействие студентам в раскрытии их потенциала, развивитие умения питомцев учиться всю жизнь, обеспечение лидирующих позиций института на региональном и республиканском уровнях. Основным приоритетом нашего вуза является формирование стратегического планирования и финансового менеджмента, основанных на высокой корпоративной культуре. В институте подготовка кадров осуществляется по 27 специальностям бакалавриата, в том числе полиязычных кадров по приоритетным педагогическим специальностям «история», «информатика», «математика», «химия». В состав института входят 7 факультетов и 26 кафедр, на которых обучаются свыше шести тысяч студентов. В 2011 году наш вуз прошел сертификацию по всем направлениям деятельности на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 (сертификат «AFNOR GROUP» – Франция, Париж, и сертификат центра сертификации РК «InterCert» – РК, Алматы); в 2012 году институциональную аккредитацию в Независимом казахстанском агентстве по обеспечению качества образования; в 2013 году государственную аттестацию. В этом году институт планирует прохождение специализированной аккредитации по 12 образовательным программам. В 2013 году коллективу института был вручен национальный сертификат в номинации «Специалист года – 2013», сертификат национального бизнес-рейтинга РК в номинации «Лидер отрасли – 2013». Достижением года является признание института как «Лучшего вуза Жамбылской области». Наш вуз работает над формированием собственного бренда, в котором сочетаются преимущества национальной системы образования и лучшие традиции мировой образовательной практики. Для этого необходимо продуманное стратегическое планирование, которое позволит ответить на вопрос: где мы хотим быть завтра? Стратегическое планирование требует разработки видения: арифметика успеха – какими мы видим себя в будущем? Таразский государственный педагогический институт работает в русле пяти принципиальных трендов.

1. Квалификационный тренд. Это – реализация кадрового менеджмента. Человеческие ресурсы – основной компонент успеха, он представляет собой объединенные вместе интеллект, навыки и специальные знания, которые придают вузу отличительный характер, при этом люди – это те элементы, которые способны учиться, изменяться, вводить новое и создавать дух творчества. Высокая исследовательская среда необходима для привлечения лидирующих и сильных ученых в вуз, которые, в свою очередь, будут притягивать сильных студентов. Мы стремимся в направлении обеспечения неизменно высокого качества образовательных услуг через ориентированность на «клиента», в соответствии с правовыми нормами и требованиями «заказчика». В ин- ституте усовершенствован механизм аттестации преподавателей на основе новых критериев оценки деятельности (компьютерная грамотность, знание языков, знание предметов по специальности). Система управления института построена на документообороте, при котором минимизируются возможности коррупционных правонарушений.

2. Учебно-методический тренд.Для развития этого тренда в институте делается упор на качество обра- зовательного процесса, для повышения которого необходимо, чтобы одновременно существовали три следующих компонента: осознание имеющихся в работе недостатков, владение передовыми методиками, мотивация к совершенствованию своей работы. Одним из меридиан образовательного процесса является внедрение современных методик преподавания по Кембриджской системе, в связи с чем организованы обучающие семинары преподавателями института, прошедшими подготовку на базе АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» и получившими сертификаты экспертов и тренеров 1, 2, 3-го уровней. Сотрудничество с Центром педагогического мастерства позволяет преподавателям совершенствовать методику преподавания. Более ста преподавателей ежегодно повышают свою квалификацию в странах дальнего зарубежья, в Национальном центре повышения квалификации АО «Өрлеу», Национальном образовательном и оздоровительном центре «Бөбек», Назарбаев интеллектуальных школах, по программе «Болашақ» и т. д. ТарГПИ активно использует опыт успешных зарубежных вузов мирового класса, таких как Назарбаев университет, Национальный университет Сингапура, университет Беркли (Калифорния), университет Дьюка, университет Пенсильвании и т. п. В этом году в рамках республиканской программы подготовки лидеров высшего образования вузов РК, ор- ганизованной Назарбаев университетом и Фондом лидерства в высшем образовании (Великобритания), группа из Таразского государственного педагогического института проходила повышение квалификации в Сингапуре. Обучение проводилось в школе государственной политики Ли Куан Ю при Национальном университете Сингапура. Основной целью программы было изучение опыта системы высшего образования в области корпоративного управления университетами, баланса автономии и подотчетности, академической политики вузов, стратегического планирования и финансирования в образовании. Способные кадры имеют первостепенное значение для любого учебного заведения. Привлечение, развитие и удержание наиболее способных – самая важная стратегия. Долгосрочным подходом к обучению является «образование в рамках перемен», которое направлено на то, чтобы дать навыки жить завтра, менять мир, менять себя, полученные знания направлять на нужды страны. Мы ориентируемся на эти лучшие традиции, но при этом важно учитывать национальные, экономические и социальные особенности нашей страны. Следует отметить, что нельзя просто скопировать и внедрить у себя зарубежную систему образования. Необходимо развивать креативное мышление ППС, меняя старую систему, и на основе национальных особенностей привить новые тенденции, направленные на улучшение образовательного процесса. Изучая мировой опыт образования, можно утверждать, что эффективные высшие школы становятся ключевыми драйверами экономики знаний, частью инновационного развития государства, производят и передают новые знания и технологии. Поэтому построить успешный вуз – это долгосрочная задача нашего института. Успех заключается в развитии, совершенствовании всех составляющих его частей и достижении гармонии между ними. Для повышения престижа института необходимо создание соответствующего бренда педагогического вуза, формирование которого основано на привлечении большего количества иностранных студентов и зарубежных профессоров. Педагоги вуза активно используют возможности по обмену опытом, проведению научных исследований, стажировок за рубежом. В ответ на вызовы сегодняшнего дня институт проводит значительную работу, чтобы наши выпускники были лучшими педагогами Жамбылской области. В этом отношении в вуз приглашаются зарубежные ученые, к примеру, Джеймс К. Джубили – главный координатор программы Международного научно-технического центра, профессор «AJ school» Робертус Мюрер (Нидер- ланды) с курсом лекций «Тенденции развития мировой экономики: проблемы интеграции и глобализации». В рамках академической мобильности директор центра современной педагогики «Образование без границ» профессор Г.А. Рудик из Канады обучал студентов и преподавателей инновационной деятельности и менеджменту знаний в вузе. В рамках меморандума о сотрудничестве между ТарГПИ, департаментом образования, центром современной педагогики (Монреаль, Канада) и акиматом Жамбылской области планируется осуществление проекта функциональной грамотности, т.е. развитие в общеобразовательных учреждениях инновационных процессов, связанных с освоением новых, компетентностно-ориентированных, педагогических и управленческих технологий. Проект актуален с точки зрения основных приоритетов государственной политики РК по модернизации казахстанского образования, значим и результативен в системе работы школы по форми- рованию профессиональной компетентности современного учителя. В ТарГПИ был проведен второй летний двухнедельный семинар по культурному обмену со студентами Университета Санг Мёнг (Южная Корея). Целью семинара выступало изучение корейского языка, культуры, укрепление сотрудничества и дружественных отношений между Казахстаном и Южной Кореей. По программам внешней академической мобильности студенты нашего института проходили обучение в Софийском университете им. Св. Климента Охридского (Болгария), в Лодзинском университете (Поль- ша), в колледже Августина (США, Южная Дакота) – по международной программе студенческого обмена «Global UGRAD», в Конгджуйском Национальном университете (Южная Корея) – по программе «Обучения на исторической родине для зарубежных корейцев». Осуществляется работа кластера в экспериментальном режиме в Жамбылской области на базе ТарГПИ – школа для одаренных детей «Дарын» – инновационный детский сад «Інжу». Кроме того, создана экспериментальная площадка в детском саду «Астана» в Байзакском районе нашей области, где внедряются инновационные методики дошкольного обучения. Проект рассчитан на 2013-2017 годы. В 2013-2014 учебном году был открыт центр ІТ и инновационных технологий обучения с целью создания и реализации эффективной системы широкого внедрения в учебный процесс инновационных технологий обучения и механизмов управления. На І межвузовском конкурсе «Лучшая мультимедийная продукция» было представлено 30 работ, из которых 7 работ ППС нашего института заняли призовые места. На Республиканском форуме педагогов-новаторов наши преподаватели заняли первые места по номинациям «Лучший электронный учебник», «Лучшая мультимедийная презентация». В институте созданы условия для внедрения дуальной системы по пяти специальностям: «дизайн», «дошкольное обучение и воспитание», «ПМНО», «физкультура и спорт», «музыкальное образование», как предусмотрено в Стратегии развития вуза. Для этого были заключены меморандумы с дошкольными учреждениями г.Тараза, ресурсными центрами, областной филармонией и другими специализированными орга- низациями. Кроме того, в этом году в качестве эксперимента формируется собственная база – образовательный центр дошкольного и начального обучения с привлечением студентов старших курсов как элемент дуального образования. На новый учебный год планируется сотрудничество с Шанхайским университетом (Китай) по специальности иностранные языки, а также будут расширяться границы двухдипломного образования с Россией, Великобританией, Чехией, Польшей, Болгарией и другими странами.

3. Инновационно-технологический тренд. Это фокусирование на: – изменение технологий обучения в соответствии с современными техни- ческими и социо-гуманитарными достижениями, в частности личностно-, практико и веб-ориентированные технологии обучения. – подготовку людей и команд, способных проектировать новые виды деятельности, обеспечивать трансформацию педагогических технологий, создание условий для развития инновационного мышления. – создание и пополнение медиатеки авторских электронных образовательных ресурсов, цифровых контентов учебных дисциплин, методических разработок. В институте создан дидактический центр для студентов по обучению ИКТ, технологиям презентации, работе с интерактивной доской, вебтехнологиям. При модернизации системы об- разования в целом и введением инновационных технологий в обучающий процесс необходимо сохранить сложившиеся культурные, национальные, трудовые традиции. Поэтому в ТарГПИ был создан этноинновационный центр «Жерұйық», который способствует раскрытию у студентов своего творческого потенциала при изучении исторического краеведения и этнографии. Открытие центра позволяет готовить разностороннего учителя-педагога, обеспечивает формирование всесторонне развитой личности и трансляцию национальной культуры в современном обществе.

4. Инфраструктурный тренд. Это обновление инфраструктуры института, что создаст возможность быть центром привлечения лучших студентов и профессоров региона. Наш вуз представляет собой холдинг студентов, для которых мы постоянно совершенствуем материально-техническую базу. Особенностью этого года является создание новых 12 лабораторий естественнонаучного направления. При кафедре «Химия» планируется создание сертифицированной лабора- тории по химическому мониторингу минеральных ресурсов Жамбылской области и проведению научно-исследовательских работ учеников средних школ и студентов по направлениям химии и экологии. На базе научно-производственного участка площадью 4 га предполагается строительство двух теплиц: плодово-ягодного и древесного секторов, где планируется осуществление научно-исследовательской работы студентов по интродуцированию зарубежных видов культур. Совершенствуется компьютерное оснащение, которое позволяет проводить в онлайн режиме вебинары с республиканскими вузами, онлайн-лекции ведущих зарубежных профессоров педагогического направления.

5. Научный тренд. Это создание научно-исследовательской среды, научных центров и лабораторий, которые необходимы для привлечения лидирующих и сильных ученых в вуз, а они, в свою очередь, будут притягивать сильных студентов. Мы стремимся от хорошего к лучшему. В этой связи стратегически важным и обоснованным является создание в регионе научных школ (школа профессора М. Муратбекова для молодых математиков, школа физиков, школа биологов), научно-исследовательского центра «Бауыржантану» и центра по изучению истории Туркестанского края им. Ж. Баласагуни, что позволило реализовывать научные проекты. Научно-исследовательским центром «Бауыржантану» выпущено 30 томов сборников, посвященных наследию Бауыржана Момышулы. Всего планируется издать 100 томов. Центр по изучению истории Туркестанского края им. Ж. Баласагуни, который мы только презентовали, будет фокусировать свои исследования на комплексном изучении степной цивилизации в Казахстане, на проведении научных исследований по изучению истории Туркестанского края, а также осуществит издание сборников-многотомников «История Аулиеатинского уезда», «История медицины и здравоохранения в Средней Азии (1865- 1924 гг.») и других трудов. В институте функционирует пред- ставительство республиканского общественного объединения НАН РК в Жамбылской области. Осуществляется работа кластера ТарГПИ – Институт археологии МОН РК – научный центр «Археологическая экспертиза» при поддержке акимата Жамбылской области по археологическому иссле- дованию истории древнего Тараза. Данное сотрудничество позволяет осуществлять не только научные проекты, но и дает возможность студентам для прохождения практики на раскопках городища. Осуществляются научные исследования в рамках грантового финансирования по темам «Разработка способов получения тонких пленок ZnIn2S4:Сu для применения в солнечных батареях» и «Спектральные проблемы вырождающихся диффе- ренциальных операторов неклассического типа». Кроме того, учеными института получены заключения о выдаче инновационных патентов на изобретения «Способ получения пленок сульфида кадмия», «Способ получения мыла «Актобе», «Способ получения сахара «Алматы», а также нового уникального сорта пшеницы «Тараз». Таким образом, в условиях глобализации общества одной из сложных и важнейших задач современного образования является обучение студентов умению жить и успешно работать в условиях завтрашнего дня. Базисом решения данной проблемы выступает средняя и высшая школа. Основной девиз, которым мы сегодня руководствуемся: «Думать, планировать, делать».

Дария КОЖАМЖАРОВА,

Ректор Таразского государственного педагогического института, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент НАН РК

Find the Best Web Hosting which offers reliable service and top quality support